Электричество давно стало “третьим китом” нашего отдыха на колесах. В автомобиле мы привыкли подзаряжать гаджеты, брать с собой электрочайники, автомобильные холодильники и даже инструменты. Однако стандартная бортовая сеть машины – это 12 В постоянного тока (у легковых авто) или 24 В (у грузовиков). Напрямую подключить бытовые приборы не получится. Тут на помощь приходят два разных устройства автономного питания: автомобильный инвертор и переносной электрогенератор. У каждого из них своя ниша и особенности.
Автомобильный инвертор (преобразователь напряжения) – это электронное устройство, которое подключается к аккумулятору (или гнезду прикуривателя) и преобразует 12–24 В DC в 220 В AC, то есть в привычный переменный ток, как в бытовой розетке. Проще говоря, инвертор позволяет запитать стандартные приборы от батареи вашего авто. Если вы не до конца понимаете, что такое автомобильный инвертор и зачем он нужен, представьте его как мини-электростанцию на колесах: компактную коробочку, способную обеспечить в дороге работу ноутбука, зарядку камер, питание насосов или даже небольшого телевизора.
Переносной генератор – это автономная мини-электростанция с двигателем внутреннего сгорания. Чаще всего в роли двигателя выступает бензиновый (реже дизельный) мотор, который крутит электрический генератор. Вы заливаете топливо, заводите мотор – и получаете на выходе 220 В переменного тока. Генераторы бывают разной мощности: от маленьких туристических на 500–1000 Вт до серьезных агрегатов по 3–5 кВт и выше. Они нередко используются для резервного электропитания дома, на стройке или в кемпинге. Но подходят ли они для обычных автопутешественников?
Наша цель – не реклама, а честный разбор, который поможет вам сделать правильный выбор и при этом чувствовать себя уверенно. Итак, инвертор vs генератор – кто победит в борьбе за место в вашем багажнике?
Прежде чем сравнивать, коротко разберём принцип работы и назначение каждого устройства.
Одно из первых ограничений инвертора – максимальная мощность подключаемых приборов. Инверторы бывают разной мощности (обычно от 150–300 Вт у компактных моделей для гаджетов, до 2–3 кВт у продвинутых устройств). Соответственно, перечень того, что можно подключать к автомобильному инвертору, зависит от его ваттности.
Маленькие инверторы (до ~300 Вт) годятся для зарядки телефонов, планшетов, ноутбуков, питания фотоаппаратов, дронов, портативных насосов, автомобильных холодильников малой мощности. К примеру, во время длительной поездки можно без проблем зарядить ноутбук или запитать переносной холодильничек от инвертора на 300 Вт – он справится.
Инверторы средней мощности (500–1000 Вт) позволяют подключать более “прожорливые” приборы: электроинструмент невысокой мощности (электродрель, шуруповерт на зарядке), телевизор, игровые консоли, небольшие нагревательные приборы (электрочайник на 0.5–0.7 л, автомобильный термопот), музыкальное оборудование. Например, инвертор на ~600 Вт уже потянет компактный чайник или лампу освещения.
Мощные инверторы (1500–3000 Вт и выше) могут кратковременно снабжать энергией практически любую бытовую технику или даже несколько приборов одновременно. Тут уже открываются возможности подключить кухонный блендер, микроволновку малой мощности, электрическую плитку, насос для накачки лодки, мощный фен и т.д. Однако важно следить, чтобы суммарная нагрузка не превышала предел инвертора. Хороший запас по мощности необходим для приборов с пусковыми токами (например, холодильник или компрессор могут требовать в 2-3 раза больше мощности при старте). Так, эксперты советуют для подключения холодильника выбирать инвертор минимум вдвое более мощный, чем номинальная потребляемая мощность холодильника.
Стоит упомянуть, что Hasvik Former Strøm относится к категории мощных автомобильных инверторов. Его пиковая мощность достигает 4000 Вт, что обеспечивает большой запас даже для тяжёлых нагрузок. На практике это означает, что устройство выдержит одновременную работу нескольких приборов (в пределах разумного) – например, можно параллельно зарядить ноутбук, запитать переносной холодильник и включить светодиодный прожектор. Если же случайно превысить допустимую нагрузку, сработает защита и инвертор просто отключится, уберегая вашу технику и проводку от неприятностей. Если Вам интересно знать больше о безопасно эксплуатации инвертора, советуем прочитать материал по ссылке.
Переносной генератор по мощности может быть даже мощнее инвертора. Существует негласное правило: если вам нужно больше 3–5 кВт сразу, то обычный автомобильный инвертор уже не справится. Генераторы же бывают на 5, 10, 20 кВт – на столько, на сколько хватит двигателя. В путешествиях, конечно, редко требуется такая огромная мощность. Чаще речь о диапазоне до 1–3 кВт. Маленькие туристические генераторы обычно рассчитаны на 700–1000 Вт (некоторые модельки – до 2 кВт). Они вполне тянут освещение лагеря, работу холодильника, заряд устройств и даже небольшой электроинструмент. Например, генератор на 2 кВт способен выдержать работу электроплитки или чайника на 1–1.5 кВт (при условии достаточного уровня топлива).
Однако генератор не подходит для питания особо чувствительной электроники напрямую. Дело в том, что у традиционных генераторов качество выдаваемого напряжения оставляет желать лучшего: частота и напряжение плавают в зависимости от оборотов двигателя. Пиковые скачки или “шумы” могут быть вредны для современной электроники. Специалисты не рекомендуют без фильтра подключать смартфоны, ноутбуки и другую цифровую технику прямо к дешевому генератору. Как минимум, стоит выбирать генератор с автоматическим регулятором напряжения (AVR) и сглаженным выходным сигналом, либо использовать дополняющие стабилизаторы или ИБП на выходе генератора. В противном случае риск повреждения гаджетов повышается. В этом плане инвертор выигрывает – он изначально выдает чистую синусоиду и стабилизированное 220 В, что безопасно для всех устройств.
Здесь устройства кардинально различаются по принципу питания:
Инвертор берет энергию от аккумулятора. То есть ваша “топливная емкость” – это заряд батареи (или генератора автомобиля). Если машина заглушена, питая мощные приборы инвертором, вы быстро разрядите аккумулятор. Например, средний легковой аккумулятор ~60 А·ч (около 720 Вт·ч) полностью отдаст себя за пару часов работы 300-ваттного прибора. А если подключить нагрузку на 1000 Вт, аккумулятор сядет еще быстрее, буквально за 30–40 минут! Поэтому важное правило безопасности использования инвертора в автомобиле – не допускать полного разряда батареи. Либо периодически заводить двигатель, чтобы генератор машины подзаряжал АКБ, либо иметь вторую (дополнительную) батарею для питания инвертора. Некоторые путешественники оборудуют авто системой разделения батарей: одна (стартовая) используется только для запуска двигателя, а вторая – глубокого разряда для питания лагеря через инвертор. Тогда даже полная посадка второй батареи не помешает вам уехать утром. Но в простейшем случае достаточно помнить: не оставляйте мощные потребители надолго при выключенном двигателе, иначе рискуете остаться с разряженным АКБ. Недавно мы разбирали тему, "что можно и нельзя подключать к инвертору" - ознакомьтесь, будет полезно знать!
Генератор имеет собственный топливный бак, от объема которого зависит время работы. Маленькие генераторы (~1 кВт) часто оснащены баком на 4–5 литров бензина, чего хватает на 6–8 часов непрерывной работы (при средней нагрузке). Более крупные (2–3 кВт) – баки 10–15 л, обеспечивающие около 8–12 часов работы без дозаправки. В этом плане генератор выступает более длительным источником энергии: залил канистру бензина – и можешь сутками снабжать лагерь электричеством. Особенно ощутимо превосходство генератора, когда нужно много энергии длительное время (например, несколько суток в экспедиции с освещением базового лагеря, работой холодильников, насосов и т.п.). Инвертор же в такой ситуации потребовал бы либо очень ёмкого аккумуляторного блока, либо постоянно работающего двигателя авто, что неудобно и неэкономично. Не зря эксперты отмечают, что при длительных отключениях электричества (более суток) преимущество имеют бензо- или дизель-генераторы.

Расход топлива vs заряд аккумулятора. Генератор, расходуя бензин, несёт и затраты на топливо. Примерно можно ориентироваться: хороший инверторный генератор потребляет ~0.5–0.7 л бензина в час при нагрузке 500–700 Вт, и до 1–1.2 л/час на полной нагрузке ~2 кВт. Выходит, за 8 часов работы на средней мощности уйдет 4–6 литров топлива. У инвертора самого по себе “топлива” не нужно, но если вы заводите двигатель автомобиля для подзарядки, расход бензина тоже появляется (работающий на холостых мотор обычно потребляет 1–2 л/час). С другой стороны, если нагрузки эпизодические и небольшие, то инвертор может питать приборы просто за счет емкости аккумулятора без какого-либо топлива вообще. В этом смысле он экономичнее, когда нужно немного энергии на короткое время. Генератор же ради 5 минут кипячения чайника тоже придется заводить, тратя бензин и моторесурс.
Отдельно отметим такой нюанс: инвертор сам потребляет немного энергии на свою работу (КПД обычно 85–95%). То есть при передаче, скажем, 100 Вт в нагрузку, он возьмет из батареи 110–120 Вт. Однако эти потери невелики. Гораздо больше влияет сам потребляемый вашими приборами ток.
Переносной генератор, даже самый компактный, значительно более громоздок. В среднем генератор на 1 кВт весит 10–15 кг (из-за двигателя, металлического корпуса и генераторной части). Более мощные – 30–40 кг и их уже одной рукой не унесешь. Кроме веса, есть и размеры: генератор – это отдельный “чемодан” или мини-бензобак с мотором, который нужно где-то разместить при транспортировке. В багажнике он займет прилично места, вдобавок нужно везти канистру бензина. Поэтому для легкового автомобиля, особенно при семейной поездке с вещами, взять генератор – значит пожертвовать пространством. Если у вас дом на колесах (кемпер, автодом) или пикап – возить генератор уже реалистичнее, там предусмотрены места для такого оборудования. Но для рядового автотуриста габариты генератора часто становятся препятствием.
Кроме перевозки, эксплуатация генератора менее удобна: чтобы получить энергию, надо выгрузить его из машины, поставить на ровную площадку подальше от палатки (ради безопасности), проверить уровень масла, залить бензин, дернуть ручку стартера... В темное время суток или в плохую погоду делать все эти манипуляции – удовольствие сомнительное. Инвертор же начинает работать буквально за секунды: достали из коробки, подключили клипсы к аккумулятору – и вот у вас розетка готова.

Генератор же, к сожалению, шумит и дымит. Даже самые современные инверторные генераторы с улучшенными глушителями имеют уровень шума порядка 50–60 дБ на расстоянии 7 метров (это шум разговора или работающего холодильника). Обычные же недорогие генераторы могут выдавать 70–80 дБ и более — сравнимо с громким пылесосом или мотоциклом. В тихом лесу ночной треск мотора не понравится ни вам, ни соседям по кемпингу. К тому же работающий генератор выпускает выхлопные газы, содержащие СО (угарный газ). Их нельзя использовать в помещениях и палатках – только снаружи, причем подальше, чтобы выхлоп не затягивало туда, где спят люди. Конечно, есть генераторы с 4-тактными моторами, катализаторами, которые чуть “чище” в плане выбросов, но проблему шума это не решает полностью. Поэтому по части тишины и экологичности инвертор – безусловный лидер. Его использование гораздо комфортнее для отдыха.
Добавим, что Hasvik Former Strøm оснащен умной системой охлаждения: два вентилятора с интеллектуальным контроллером регулируют обороты и включаются только по мере необходимости. В результате даже под нагрузкой этот инвертор работает тихо и не отвлекает вас посторонними звуками. Таким образом, комфорт отдыха не нарушается.
Инвертор как электронный прибор практически не требует обслуживания. Достаточно соблюдать элементарные правила: защищать от влаги, сильного перегрева, не закрывать вентиляционные отверстия, не превышать допустимую нагрузку. Внутри нет движущихся частей (кроме вентилятора), нечему изнашиваться, если не допускать перегрузок. Хорошие модели имеют встроенную защиту: например, если вы неправильно подключите полярность к аккумулятору или случится короткое замыкание, сработают предохранители. В общем, в эксплуатации инвертор прост и неприхотлив.
Генератор – это двигатель, а двигатель нуждается в уходе. Каждые Х часов работы требуется менять масло, фильтры, свечу зажигания; время от времени надо подтягивать болты, проверять состояние щеток генератора (если они есть). Перед каждым выездом генератор желательно проверить, завести для профилактики. Зимой – обеспечить хранение в тепле (или использовать специальное масло). В общем, с генератором вы становитесь немножко мотористом. Плюс, у дешевых моделей может что-то отказывать (карбюратор забился, стартер сломался и пр.). Если вы не готовы периодически заниматься техническим обслуживанием, то генератор может принести хлопот. В то же время инвертор вообще лишен этих проблем: подключил и работаешь, никаких ТО не нужно. Многие путешественники, не слишком разбирающиеся в моторах, предпочитают инвертор именно из-за его простоты и надежности.
По надежности подачи энергии тоже есть различия. Инвертор, будучи постоянно подключенным к батарее, обеспечивает практически моментальное электропитание – просто включаете прибор, и он работает. Генератор же нужно сперва завести, иногда с нескольких попыток (особенно в холодную погоду или если он долго стоял без дела). Возникает задержка. Именно поэтому в системах резервного электроснабжения дома часто ставят связку “ИБП + генератор”: пока генератор раскочегарится, бесперебойник (инвертор с батареями) поддерживает питание. В контексте отдыха эта разница проявляется, например, когда внезапно стемнело – с инвертором вы мгновенно включили свет, а с генератором придется на ощупь искать, где у вас канистра и шнур стартера. Впрочем, в обычных ситуациях на отдыхе это не критично, но показывает принцип: инвертор обеспечивает более беспрерывное и “резервное” питание, тогда как генератор дает ток с задержкой и рискованнее в плане запуска.

Мы разобрали нюансы для автопутешествий. А что если вопрос стоит шире: резервное электропитание для дома? Многие задаются вопросом: генератор или инвертор с аккумулятором для дома – что лучше? Тут многое зависит от условий. Эксперты отмечают, что в большинстве бытовых ситуаций оптимальнее использовать инверторный источник бесперебойного питания (ИБП) с аккумуляторами. Почему?
Если отключения электричества редкие и непродолжительные (несколько часов), то домашний ИБП-инвертор перекроет эту проблему бесшовно: свет погас – электроника тут же переключилась на питание от батарей через инвертор, вы этого даже не заметите. Качество напряжения при этом высокое, бытовая техника защищена от скачков. Обслуживание батарей минимальное, шума нет вообще. Генератор же при коротких отключениях менее удобен: пока вы его достанете, пока запустите – часть техники (например, компьютеры или котлы отопления) уже могли отключиться. Да и держать генератор ради редких случаев – лишние хлопоты.
Генератор для дома имеет смысл, когда отключения частые или длительные, либо требуется запитать действительно мощные нагрузки (более 5–10 кВт). В таких ситуациях бензо- или дизель-генератор незаменим. Он сможет сутками снабжать дом энергией (при наличии топлива), чего батарейный инвертор не обеспечит без огромной батареи. Поэтому загородные коттеджи часто оснащают генераторами для долгих аварийных режимов, особенно если там электроотопление, скважины и прочие требовательные системы. Но все равно даже в таких схемах зачастую сочетают оба подхода: ставят связку из инвертора-ИБП и генератора. ИБП покрывает первые минуты/часы, обеспечивает чистый синус и защиту, а генератор подключается, если пауза затянулась.
В общем, для дома можно сформулировать так: для удобства и защиты техники люди выбирают инверторный источник питания, а если нужна большая мощность по низкой цене – выбирают генератор. В идеале – иметь и то, и другое, тогда вы готовыми ко всему. Но в рамках нашего вопроса про путешествия достаточно помнить, что критерии аналогичны: короткое автономное питание и чувствительные приборы – конек инвертора, длительная мощная отдача – стихия генератора.

Так что же лучше в дороге и на отдыхе – инвертор или генератор? Если обобщить все вышесказанное, получится следующая картина. Для подавляющего большинства автопутешественников и ситуаций на отдыхе автомобильный инвертор является более удачным выбором. Он компактный, тихий, не требует топлива, прост в использовании и безопасен для любых ваших устройств. Инвертор идеально подходит, чтобы обеспечить комфортные мелочи вдали от розетки: подсветить вечерний пикник, зарядить гаджеты, воспользоваться ноутбуком, подключить автомобильный холодильник или насос. Именно поэтому опытные автотуристы первым делом обзаводятся хорошим инвертором. О том, как правильно подойти к выбору такого устройства, рассказывали в статье.
Генератор же стоит рассматривать, если ваши потребности в энергии значительно выше средних или условия экстремальные. Например, вы отправляетесь на несколько недель в экспедицию вдали от автомобиля (базовый лагерь в горах) и планируете запитывать мощное оборудование – генератор может спасти ситуацию. Либо у вас кемпер/автодом с кондиционером, электрической плитой и прочими энергозатратными устройствами – тогда без генератора действительно сложно. В остальных случаях таскать с собой бензогенератор часто просто не имеет смысла: он тяжелый, шумный, требует внимания. Кстати, если выбор всё же пал на генератор, присмотритесь к инверторным моделям. Инверторный генератор – это гибрид, который сочетает двигатель и встроенный инвертор. Он даёт более чистое напряжение, экономит топливо (до 40% по сравнению с обычным генератором за счёт автоматической регулировки оборотов) и работает значительно тише. Цена их выше, но для чувствительной техники и уюта в лагере это оправдано.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать: автомобильный инвертор – лучший друг автопутешественника. Именно он в большинстве случаев закроет ваши потребности в энергии в дороге. А генератор пусть остаётся для тех ситуаций, где без него не обойтись. В идеале оцените свои сценарии использования: сколько ватт и часов вам реально нужно автономно? Если это умеренные цифры – смело берите инвертор. Он компактнее и дружелюбнее в быту “нашему брату”-автолюбителю. И только если вы понимаете, что нагрузки будут большие или многочасовые – рассмотрите генератор, возможно, как дополнение.
Мы надеемся, что этот разбор помог вам разобраться в дилемме. Правильно подобранное оборудование сделает ваш отдых комфортным и безопасным. Ну а если решите приобрести инвертор – обращайте внимание на качественные модели с достаточной мощностью и функционалом. Пусть ваши будущие поездки будут заряженными только позитивными эмоциями, а не разряженными батареями!