Top.Mail.Ru
Напишите нам свой вопрос в мессенджер:
8 (495) 085-93-74
подключение инвертора

Как установить и подключить инвертор в автомобиле

Инвертор (преобразователь напряжения) – это устройство, преобразующее постоянное напряжение бортовой сети автомобиля (обычно 12 В или 24 В) в переменное 220 В. Зачем это нужно? Например, в путешествии или командировке вы сможете подключать ноутбук, зарядные устройства, электроинструмент и даже мелкую бытовую технику. Как мы отмечали в статье «Что такое автомобильный инвертор и зачем он нужен», без этого прибора многие привычные устройства в пути попросту бесполезны. Однако правильное подключение инвертора – ключевой момент: ошибки могут привести к поломке оборудования или даже возгоранию.

В этой статье вы найдёте пошаговую инструкцию по установке инвертора в авто, узнаете о разных способах подключения (временных и стационарных), рассмотрите схемы для легковых и грузовых автомобилей, автодомов и спецтехники. Кроме того, мы уделим внимание вопросам безопасности (ведь работа с высоковольтным током опасна) и влиянию инвертора на аккумулятор.

А если вам интересно, что можно подключать к автомобильному инвертору, а также сколько энергии потребляет инвертор и как это влияет на аккумулятор, рекомендуем ознакомиться с соответствующими статьями в нашем блоге. Здесь же сосредоточимся на самой установке и подключении.

Выбор инвертора и подготовка к установке

Перед монтажом убедитесь, что выбран подходящий инвертор под ваши задачи. Основные критерии – мощность и входное напряжение. Для обычного легкового авто понадобится инвертор 12 В→220 В, для грузовика – 24 В→220 В. Некоторые современные модели (как, например, Hasvik Former Strøm) способны работать и от 12 В, и от 24 В, автоматически подстраиваясь под бортовую сеть – это удобно, если вы планируете использовать прибор в разных машинах.

Общую мощность инвертора берут с запасом ~20–30% от суммарной мощности всех планируемых потребителей. Например, чтобы одновременно запитать ноутбук (60 Вт) и лампу (40 Вт), достаточно инвертора ~150 Вт. Но для устройств с электромоторами (дрель, холодильник) учитывайте пусковые токи – в момент старта они могут в разы превышать номинальную мощность. Кстати, если собираетесь пользоваться базовыми приборами, которые не требовательны к форме выходного сигнала, можно взять модель с модифицированной синусоидой - это гораздо доступнее по цене, а если нужно подключать суперчувствительную технику (насосы, медицинскую аппаратуру и прочее). Детально этот вопрос мы раскрывали в статье «Чистая или модифицированная синусоида — что выбрать?», а здесь перейдём непосредственно к установке.

Что понадобится для подключения инвертора в автомобиле:

- сам инвертор,
- аккумулятор (штатный или дополнительный),
- силовые кабели нужного сечения,
- предохранитель (или автоматический выключатель) подходящего номинала,
- набор ключей/отвёрток,
- крепёж для инвертора,
- мультиметр для проверки.

- Если планируется стационарный монтаж, пригодится также выключатель массы (размыкатель аккумулятора) – он позволит обесточить систему одним поворотом ручки.

Перед началом работ обесточьте автомобиль: выключите зажигание, выньте ключ, при необходимости отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Убедитесь, что поблизости нет ничего, что могло бы вызвать короткое замыкание.

Способы подключения инвертора в машине

Существует два основных способа подключения инвертора к бортовой сети автомобиля:

  • Через розетку прикуривателя (12В «гнездо»). Этот временный способ самый простой: достаточно вставить штекер инвертора в гнездо прикуривателя – и можно пользоваться. Однако он подходит только для маломощных инверторов (обычно до ~150 Вт), поскольку предохранитель цепи прикуривателя и сама проводка рассчитаны на ограниченный ток. Попытка подключить мощный прибор (например, на 500 Вт) через прикуриватель чревата перегоранием предохранителя или проводов. Поэтому для ноутбука, зарядки телефона, небольшого вентилятора – пожалуйста, а вот микроволновку или чайник таким образом не подключить.
  • Прямое подключение к аккумулятору. Этот стационарный способ требует чуть больше труда, зато позволяет задействовать инверторы высокой мощности (300 Вт, 500 Вт, 1000+ Вт – без ограничений, лишь бы выдержал сам аккумулятор и генератор). Суть: инвертор подключается напрямую к клеммам аккумулятора через предохранитель. Это обеспечивает минимальные потери и высокий ток. Рассмотрим этот метод подробно ниже – именно он рекомендуется для постоянной установки.
подключение инвертора к АКБ напрямую череззажимы

Пошаговая инструкция: подключение инвертора к аккумулятору

Шаг 1. Выбор места для инвертора. Продумайте размещение устройства. Инвертор должен стоять в сухом, проветриваемом месте, вдали от прямых источников тепла. У него есть встроенный вентилятор, который должен гонять воздух – не блокируйте вентиляционные отверстия. Часто инвертор ставят в багажнике, под сиденьем или крепят на спинку сиденья. Главное, чтобы до аккумулятора было относительно недалеко (чем короче кабели, тем лучше) и было удобно подключать вилки потребителей. Также убедитесь, что устройство надёжно закреплено (особенно важно для внедорожников и грузовиков, где тряска сильнее).

Совет: Если инвертор будет размещён рядом с аккумулятором в замкнутом ящике или нише, сделайте вентиляционные отверстия для притока свежего воздуха. Перегрев снижает мощность и ресурс прибора.

Шаг 2. Подготовка проводов и предохранителя. Подберите силовые кабели достаточного сечения. Толстый медный кабель минимизирует потери и нагрев при больших токах. Для инверторов до ~300 Вт обычно хватает 16 мм², для 500–1000 Вт лучше 25–35 мм², а киловаттные и выше требуют 50 мм² и больше. Чем длиннее провод – тем больше сечение. Допустимое падение напряжения в цепи питания инвертора не более ~3%. Например, при расстоянии около 1 м между аккумулятором и инвертором мощностью 2 кВт используются провода сечением ~50 мм², а если инвертор стоит в 3 м от батареи – сечение придётся увеличить до ~95 мм² для компенсации падения напряжения. Предохранитель выбирается по максимальному току инвертора. Обычно номинал предохранителя должен немного превышать расчетный ток потребления (чтобы выдерживать пусковые перегрузки), но быть меньше предельного тока, который может выдержать провод. Например, для инвертора 600 Вт (при 12 В ток до ~50 А) ставят предохранитель ~60 А. Лучше использовать автомобильный предохранитель-фиксатор или автоматический выключатель на соответствующий ток.

Монтировать предохранитель нужно в разрыв положительного провода как можно ближе к аккумулятору. Это защитит цепь, если случится короткое замыкание на участке между батареей и инвертором.

Шаг 3. Подключение проводов к аккумулятору. Убедившись, что на инверторе питание выключено, приступайте к соединению. Сначала присоедините клемму плюсового (красного) провода к «+» аккумулятора. На эту же клемму (или к болту зажима провода) устанавливается держатель с предохранителем. Надёжно затяните контакт. Затем закрепите минусовой (чёрный) провод на «-» клемме аккумулятора. Возможно, удобнее прикрутить минус не к самой клемме, а к точке массы на кузове (если таковая предусмотрена поблизости), но надёжнее прямое подключение к «-» аккумулятора, чтобы избежать паразитных сопротивлений. После подсоединения к батарее второй конец плюсового кабеля соедините с положительной клеммой инвертора, а конец минусового кабеля – с отрицательной клеммой инвертора. Следите за полярностью: плюс к плюсу, минус к минусу – переполюсовка мгновенно выведет технику из строя!

Если в цепи установлен выключатель массы (размыкатель аккумулятора), подключите его согласно инструкции: чаще всего его ставят на отрицательный провод, ближе к батарее. Это устройство не обязательно, но повышает безопасность: одним движением вы можете обесточить инвертор (например, на время стоянки или при внештатной ситуации).

Шаг 4. Первое включение и тестирование. Когда все соединения выполнены и перепроверены, можно запускать систему. Правильная последовательность включения такая: сначала подключаем все провода, затем на корпусе включаем инвертор, и только после этого подключаем нагрузку (потребители). То есть не нужно заранее включать чайник в розетку инвертора, пока тот не соединён с батареей – всегда подключайте нагрузку после подачи питания на сам преобразователь.

Если всё сделано верно, при включении инвертора загорится индикатор, и на его розетках появится ~220 В переменного напряжения. Подсоедините пробный прибор (например, лампу, зарядку ноутбука) и убедитесь, что он работает. Не перегружайте инвертор: суммарная мощность подключённых устройств не должна превышать его допустимую постоянную мощность. На сильной перегрузке хороший инвертор просто уйдёт в защиту, но проверять границы не стоит.

Шаг 5. Закрепление и финальные штрихи. Убедившись, что всё функционирует, аккуратно уложите и закрепите провода стяжками, чтобы они не болтались и не перетирались об острые края. Инвертор зафиксируйте винтами или ремешками на выбранном месте установки. Провода питания желательно не тянуть рядом с аудио-кабелями и другими чувствительными проводками, чтобы снизить наводки. Если инвертор оснащён удалённым пультом или выносной кнопкой включения – установите её в удобном месте в салоне.

На этом установка завершена. Теперь в вашем автомобиле есть собственная розетка 220 В! Но прежде чем броситься кипятить чайник в пути, рассмотрим важные моменты и разные сценарии использования.

правильное место для установки инвертора

Особенности подключения в различных транспортных средствах

Принципиально схема одна и та же – инвертор подключается к источнику DC и обеспечивает розетку AC. Но детали могут зависеть от типа транспорта и его бортовой сети.

Легковой автомобиль (12 В)

В обычных легковушках бортовое напряжение 12 В, и инверторы для них самые распространённые. При установке важно учитывать ёмкость аккумулятора и мощность генератора. Мощный инвертор способен быстро разрядить аккумулятор, особенно если пользоваться им на заглушенном двигателе. Например, аккумулятор 60 А·ч (~720 Вт·ч энергии) при нагрузке 300 Вт «сядет» за пару часов. Поэтому для длительного питания приборов желательно запускать двигатель или хотя бы периодически его включать, чтобы генератор подзаряжал батарею. В идеале – предусмотреть установку второго аккумулятора для потребителей, если планируется серьёзное энергопотребление (так делают в кемперах, экспедиционных машинах).

Место установки в легковом авто выбирается компактное – чаще багажник или пространство под пассажирским сиденьем. Помните про вентиляцию и крепление. Соединительные кабели старайтесь делать длиной не более 1–2 м. Плюсовой провод обязательно защищён предохранителем у батареи. Минус можно брать с кузова рядом с инвертором (кузов автомобиля играет роль общего «минуса»). Кстати, заземление инвертора в контексте автомобиля означает прочное соединение корпуса инвертора (или его нейтрали, если есть отдельная клемма заземления на инверторе) с кузовом машины. Это важно для безопасности: в случае пробоя на корпус ток уйдёт в массу автомобиля, а не ударит человека. Плюс это необходимо, если вы планируете устанавливать розетки с заземляющим контактом и УЗО в цепь – для правильной работы дифференциальной защиты нужен общий «ground». Впрочем, при подключении единичных приборов заземление розеток в авто обычно не делается, но знать об этом стоит.

Грузовик, автобус или спецтехника (24 В)

В грузовом транспорте и спецтехнике, как правило, используется 24-вольтовая бортсеть (две аккумуляторные батареи 12 В, соединённые последовательно). Здесь понадобятся инверторы, рассчитанные на 24 В входного напряжения. При прочих равных, токи в 24В системе в 2 раза меньше, чем в 12В, что несколько упрощает задачу сечений кабелей (меньше ток – меньше требуемое сечение для той же мощности). Однако принципы подключения те же: прямое соединение к аккумуляторной группе + предохранитель.

Если у вас универсальный инвертор 12/24 В, например, Hasvik Former Strøm, его можно подключить к любой из батарей 24-вольтового контура – он сам определит напряжение. Но чаще ставят специализированный инвертор 24→220 В и цепляют его ко всей батарейной сборке (плюс к «+» первой батареи, минус к «-» второй батареи, соединённой с массой). Не пытайтесь питать мощный 12-вольтовый инвертор от одной батареи грузовика – это приведёт к дисбалансу заряда аккумуляторов. Лучше использовать правильный прибор под 24 В или добавить понижающий преобразователь 24→12, что усложняет схему и тоже не идеально.

В остальном все рекомендации аналогичны: толстые провода, короткая трасса, защита, надёжные контакты. В кабине грузовика инвертор обычно размещают в ящике или за сиденьями. Учитывайте более суровые условия – вибрацию, перепады температур. Хорошо, если инвертор имеет прочный корпус и крепёж. Для грузовых применений особенно актуально наличие дистанционного выключателя: чтобы не лезть к самому прибору при включении/выключении.

Автодом (кемпер) и спецтранспорт с бытовой сетью

Для домов на колёсах, экспедиционных внедорожников, передвижных лабораторий и прочей техники, где нужно создать полноценную автономную электросеть, инвертор – сердцевина системы. Обычно в автодомах ставят дополнительные аккумуляторы большой ёмкости (т.н. «сервисные» батареи) именно для питания бытовых приборов. Инвертор подключается к этим аккумуляторам через предохранитель и выключатель, а его выход 220 В разводится на несколько розеток по салону. Рекомендуется интегрировать устройство в общую электросистему через автоматический переключатель источников или ручной тумблер. Это так называемая схема с АВР (автомат ввода резерва): когда есть внешнее питание (городская сеть или генератор), розетки питаются от него, а при пропадании внешней сети включается инвертор. В продвинутых кемперах ставят специальные инверторы-зарядные (инвертор + зарядное устройство + АВР в одном корпусе) – они сами заряжают аккумуляторы от внешней сети и автоматически переключаются на инвертор при отключении электричества.

Если же речь про более простую установку – например, вы оснащаете микроавтобус для путешествий: достаточно стандартного подключения инвертора к дополнительному аккумулятору, как описано выше. Обязательно введите в цепь размыкатель аккумулятора или хотя бы выносной выключатель инвертора, чтобы обесточивать систему, когда она не нужна. Это убережёт батарею от полного разряда в стоящем автодоме. Также не забудьте предохранители не только на стороне DC, но и на выходных розетках AC (пакетные автоматы 220 В малых номиналов) и, желательно, устройство защитного отключения (УЗО) на ~30 мА утечки для безопасности при пользовании сетью внутри кемпера.

Инвертор для резервного питания дома

Стационарное применение и резервное питание дома

Инвертор, рассчитанный на автомобиль, можно использовать и как источник резервного питания дома или на даче. Схема подключения при этом аналогична: вместо автомобильного аккумулятора – глубокорозрядная аккумуляторная батарея или сборка из нескольких, а далее инвертор подключается к домашнему щитку через систему ввода резерва. Подробно такие варианты мы разбирали в других материалах, но основные моменты напомним:

  • Несколько аккумуляторов. Для увеличения ёмкости и напряжения вы можете объединять батареи. Параллельное подключение аккумуляторов даёт больше общей ёмкости при том же напряжении (например, два 12В аккумулятора по 100 А·ч параллельно – всё так же 12 В, но 200 А·ч). Последовательное подключение повышает напряжение (два 12-вольтовых по 100 А·ч последовательно дают 24 В 100 А·ч) – такое нужно для 24В или 48В инверторов. При последовательном соединении разнородных батарей важно их балансировать – использовать батареи одинаковой модели и ёмкости, либо ставить балансиры, чтобы заряжались равномерно.

  • Интеграция с зарядными устройствами и генераторами. В стационарной системе инвертор обычно работает в паре с зарядным устройством (или солнечными панелями + контроллером заряда), которые пополняют энергию аккумуляторов. Следите, чтобы зарядное устройство было совместимо по напряжению с вашей батарейной сборкой и достаточно мощное. Некоторые инверторы (гибридные) имеют встроенное зарядное и контроллер, упрощая схему.

  • Безопасность прежде всего. Домашний резерв на базе автоинвертора всё равно требует соблюдения электробезопасности: заземлите корпус инвертора, изолируйте все контакты, применяйте автоматику защиты от перегрузок и короткого замыкания на 220 В. Если вы не уверены в своих знаниях, лучше доверить подключение к домашней сети профессиональному электрику, так как неправильный монтаж может привести к пожару или удару током.


Правила безопасной эксплуатации

Независимо от того, где установлен инвертор – в легковушке, грузовике или доме на колёсах – есть универсальные правила безопасного обращения с ним:

  • Вентиляция и охлаждение. Инвертор во время работы греется. Не накрывайте его и не ставьте впритык к вещам. Обеспечьте приток воздуха для встроенного вентилятора. В жаркую погоду избегайте длительной работы под максимальной нагрузкой – дайте приборам остыть.

  • Влага и пыль. Берегите инвертор от попадания воды, дождя, влажного воздуха. На открытом воздухе используйте его только под навесом. Пыль тоже враг электроники – по возможности очищайте охлаждающие решётки от пыли, особенно если прибор стоит в багажнике рядом с колесами (мелкая пыль может затягиваться вентилятором внутрь).

  • Правильное отключение. Последовательность выключения обратна включению: сначала отсоедините от инвертора все потребители, затем выключите сам инвертор, и только потом при необходимости снимайте клеммы с аккумулятора. Никогда не пытайтесь выдернуть провода под нагрузкой или снять клеммы с ещё работающего инвертора.

  • Регулярная проверка. Периодически осматривайте контакты на аккумуляторе и сам инвертор. Затяжка болтов со временем может ослабеть – подтягивайте, чтобы не было искрения. Контрольная проверка предохранителя тоже не помешает: он должен быть исправен и плотно сидеть в держателе.

  • Не превышайте мощность. Если инвертор рассчитан на 1000 Вт, не подключайте к нему приборы на 2 кВт в обход защиты – это почти наверняка закончится аварией. В случае с розеткой прикуривателя мы уже упомянули ограничение ~150 Вт – соблюдайте его, чтобы не устроить оплавление проводки.

  • Хранение и перерывы в работе. Если вы надолго оставляете машину (гараж, зима) – отключите инвертор от аккумулятора (снимите клеммы или выключите массу). Некоторые инверторы даже в выключенном состоянии могут немного разряжать батарею. Также экстремальные температуры (сильная жара или мороз) нежелательны для инвертора – при возможности демонтируйте его на период длительного простоя и храните в помещении.

Следуя этим рекомендациям, вы обезопасите себя, автомобиль и оборудование от неприятностей. Помните, что безопасность использования инвертора в автомобиле – приоритет, и всегда лучше перестраховаться, чем допустить аварию.



Инвертор для авто

Инвертор в авто Hasvik Former Strøm


Заключение

Установка инвертора – отличное решение для тех, кто хочет получить максимум комфорта и функциональности от своего авто. Теперь вы знаете, как правильно подключить инвертор: от планирования и выбора места до конкретных схем подсоединения в разных типах транспорта. С помощью инвертора ваш автомобиль превращается в небольшую электростанцию – можно зарядить гаджеты, воспользоваться инструментом, приготовить кофе на ходу и многое другое. Главное – делать всё грамотно: использовать качественные кабели и предохранители, соблюдать полярность, беречь аккумулятор от лишней нагрузки.

Если у вас остались вопросы или нужны дополнительные советы, загляните в наш блог – там есть материалы о том, что можно подключать к автомобильному инвертору, сколько он потребляет энергии и как выбрать оптимальную модель под свои нужды. А в нашем каталоге товаров вы найдёте проверенные инверторы на любой запрос – в том числе упомянутый Hasvik Former Strøm, способный обеспечить надёжное электропитание и в легковушке, и в грузовике, и в автодоме.

Пусть ваш инвертор служит долго и без сбоев, обеспечивая электроэнергию везде, где она необходима. Успешной установки и безопасной дороги!