Инвертор (преобразователь напряжения) – это устройство, преобразующее постоянное напряжение бортовой сети автомобиля (обычно 12 В или 24 В) в переменное 220 В. Зачем это нужно? Например, в путешествии или командировке вы сможете подключать ноутбук, зарядные устройства, электроинструмент и даже мелкую бытовую технику. Как мы отмечали в статье «Что такое автомобильный инвертор и зачем он нужен», без этого прибора многие привычные устройства в пути попросту бесполезны. Однако правильное подключение инвертора – ключевой момент: ошибки могут привести к поломке оборудования или даже возгоранию.
В этой статье вы найдёте пошаговую инструкцию по установке инвертора в авто, узнаете о разных способах подключения (временных и стационарных), рассмотрите схемы для легковых и грузовых автомобилей, автодомов и спецтехники. Кроме того, мы уделим внимание вопросам безопасности (ведь работа с высоковольтным током опасна) и влиянию инвертора на аккумулятор.
А если вам интересно, что можно подключать к автомобильному инвертору, а также сколько энергии потребляет инвертор и как это влияет на аккумулятор, рекомендуем ознакомиться с соответствующими статьями в нашем блоге. Здесь же сосредоточимся на самой установке и подключении.
Перед монтажом убедитесь, что выбран подходящий инвертор под ваши задачи. Основные критерии – мощность и входное напряжение. Для обычного легкового авто понадобится инвертор 12 В→220 В, для грузовика – 24 В→220 В. Некоторые современные модели (как, например, Hasvik Former Strøm) способны работать и от 12 В, и от 24 В, автоматически подстраиваясь под бортовую сеть – это удобно, если вы планируете использовать прибор в разных машинах.
Общую мощность инвертора берут с запасом ~20–30% от суммарной мощности всех планируемых потребителей. Например, чтобы одновременно запитать ноутбук (60 Вт) и лампу (40 Вт), достаточно инвертора ~150 Вт. Но для устройств с электромоторами (дрель, холодильник) учитывайте пусковые токи – в момент старта они могут в разы превышать номинальную мощность. Кстати, если собираетесь пользоваться базовыми приборами, которые не требовательны к форме выходного сигнала, можно взять модель с модифицированной синусоидой - это гораздо доступнее по цене, а если нужно подключать суперчувствительную технику (насосы, медицинскую аппаратуру и прочее). Детально этот вопрос мы раскрывали в статье «Чистая или модифицированная синусоида — что выбрать?», а здесь перейдём непосредственно к установке.
Существует два основных способа подключения инвертора к бортовой сети автомобиля:


Принципиально схема одна и та же – инвертор подключается к источнику DC и обеспечивает розетку AC. Но детали могут зависеть от типа транспорта и его бортовой сети.
В обычных легковушках бортовое напряжение 12 В, и инверторы для них самые распространённые. При установке важно учитывать ёмкость аккумулятора и мощность генератора. Мощный инвертор способен быстро разрядить аккумулятор, особенно если пользоваться им на заглушенном двигателе. Например, аккумулятор 60 А·ч (~720 Вт·ч энергии) при нагрузке 300 Вт «сядет» за пару часов. Поэтому для длительного питания приборов желательно запускать двигатель или хотя бы периодически его включать, чтобы генератор подзаряжал батарею. В идеале – предусмотреть установку второго аккумулятора для потребителей, если планируется серьёзное энергопотребление (так делают в кемперах, экспедиционных машинах).
Место установки в легковом авто выбирается компактное – чаще багажник или пространство под пассажирским сиденьем. Помните про вентиляцию и крепление. Соединительные кабели старайтесь делать длиной не более 1–2 м. Плюсовой провод обязательно защищён предохранителем у батареи. Минус можно брать с кузова рядом с инвертором (кузов автомобиля играет роль общего «минуса»). Кстати, заземление инвертора в контексте автомобиля означает прочное соединение корпуса инвертора (или его нейтрали, если есть отдельная клемма заземления на инверторе) с кузовом машины. Это важно для безопасности: в случае пробоя на корпус ток уйдёт в массу автомобиля, а не ударит человека. Плюс это необходимо, если вы планируете устанавливать розетки с заземляющим контактом и УЗО в цепь – для правильной работы дифференциальной защиты нужен общий «ground». Впрочем, при подключении единичных приборов заземление розеток в авто обычно не делается, но знать об этом стоит.
В грузовом транспорте и спецтехнике, как правило, используется 24-вольтовая бортсеть (две аккумуляторные батареи 12 В, соединённые последовательно). Здесь понадобятся инверторы, рассчитанные на 24 В входного напряжения. При прочих равных, токи в 24В системе в 2 раза меньше, чем в 12В, что несколько упрощает задачу сечений кабелей (меньше ток – меньше требуемое сечение для той же мощности). Однако принципы подключения те же: прямое соединение к аккумуляторной группе + предохранитель.
Если у вас универсальный инвертор 12/24 В, например, Hasvik Former Strøm, его можно подключить к любой из батарей 24-вольтового контура – он сам определит напряжение. Но чаще ставят специализированный инвертор 24→220 В и цепляют его ко всей батарейной сборке (плюс к «+» первой батареи, минус к «-» второй батареи, соединённой с массой). Не пытайтесь питать мощный 12-вольтовый инвертор от одной батареи грузовика – это приведёт к дисбалансу заряда аккумуляторов. Лучше использовать правильный прибор под 24 В или добавить понижающий преобразователь 24→12, что усложняет схему и тоже не идеально.
В остальном все рекомендации аналогичны: толстые провода, короткая трасса, защита, надёжные контакты. В кабине грузовика инвертор обычно размещают в ящике или за сиденьями. Учитывайте более суровые условия – вибрацию, перепады температур. Хорошо, если инвертор имеет прочный корпус и крепёж. Для грузовых применений особенно актуально наличие дистанционного выключателя: чтобы не лезть к самому прибору при включении/выключении.
Для домов на колёсах, экспедиционных внедорожников, передвижных лабораторий и прочей техники, где нужно создать полноценную автономную электросеть, инвертор – сердцевина системы. Обычно в автодомах ставят дополнительные аккумуляторы большой ёмкости (т.н. «сервисные» батареи) именно для питания бытовых приборов. Инвертор подключается к этим аккумуляторам через предохранитель и выключатель, а его выход 220 В разводится на несколько розеток по салону. Рекомендуется интегрировать устройство в общую электросистему через автоматический переключатель источников или ручной тумблер. Это так называемая схема с АВР (автомат ввода резерва): когда есть внешнее питание (городская сеть или генератор), розетки питаются от него, а при пропадании внешней сети включается инвертор. В продвинутых кемперах ставят специальные инверторы-зарядные (инвертор + зарядное устройство + АВР в одном корпусе) – они сами заряжают аккумуляторы от внешней сети и автоматически переключаются на инвертор при отключении электричества.
Если же речь про более простую установку – например, вы оснащаете микроавтобус для путешествий: достаточно стандартного подключения инвертора к дополнительному аккумулятору, как описано выше. Обязательно введите в цепь размыкатель аккумулятора или хотя бы выносной выключатель инвертора, чтобы обесточивать систему, когда она не нужна. Это убережёт батарею от полного разряда в стоящем автодоме. Также не забудьте предохранители не только на стороне DC, но и на выходных розетках AC (пакетные автоматы 220 В малых номиналов) и, желательно, устройство защитного отключения (УЗО) на ~30 мА утечки для безопасности при пользовании сетью внутри кемпера.

Инвертор, рассчитанный на автомобиль, можно использовать и как источник резервного питания дома или на даче. Схема подключения при этом аналогична: вместо автомобильного аккумулятора – глубокорозрядная аккумуляторная батарея или сборка из нескольких, а далее инвертор подключается к домашнему щитку через систему ввода резерва. Подробно такие варианты мы разбирали в других материалах, но основные моменты напомним:
Несколько аккумуляторов. Для увеличения ёмкости и напряжения вы можете объединять батареи. Параллельное подключение аккумуляторов даёт больше общей ёмкости при том же напряжении (например, два 12В аккумулятора по 100 А·ч параллельно – всё так же 12 В, но 200 А·ч). Последовательное подключение повышает напряжение (два 12-вольтовых по 100 А·ч последовательно дают 24 В 100 А·ч) – такое нужно для 24В или 48В инверторов. При последовательном соединении разнородных батарей важно их балансировать – использовать батареи одинаковой модели и ёмкости, либо ставить балансиры, чтобы заряжались равномерно.
Интеграция с зарядными устройствами и генераторами. В стационарной системе инвертор обычно работает в паре с зарядным устройством (или солнечными панелями + контроллером заряда), которые пополняют энергию аккумуляторов. Следите, чтобы зарядное устройство было совместимо по напряжению с вашей батарейной сборкой и достаточно мощное. Некоторые инверторы (гибридные) имеют встроенное зарядное и контроллер, упрощая схему.
Безопасность прежде всего. Домашний резерв на базе автоинвертора всё равно требует соблюдения электробезопасности: заземлите корпус инвертора, изолируйте все контакты, применяйте автоматику защиты от перегрузок и короткого замыкания на 220 В. Если вы не уверены в своих знаниях, лучше доверить подключение к домашней сети профессиональному электрику, так как неправильный монтаж может привести к пожару или удару током.
Независимо от того, где установлен инвертор – в легковушке, грузовике или доме на колёсах – есть универсальные правила безопасного обращения с ним:
Вентиляция и охлаждение. Инвертор во время работы греется. Не накрывайте его и не ставьте впритык к вещам. Обеспечьте приток воздуха для встроенного вентилятора. В жаркую погоду избегайте длительной работы под максимальной нагрузкой – дайте приборам остыть.
Влага и пыль. Берегите инвертор от попадания воды, дождя, влажного воздуха. На открытом воздухе используйте его только под навесом. Пыль тоже враг электроники – по возможности очищайте охлаждающие решётки от пыли, особенно если прибор стоит в багажнике рядом с колесами (мелкая пыль может затягиваться вентилятором внутрь).
Правильное отключение. Последовательность выключения обратна включению: сначала отсоедините от инвертора все потребители, затем выключите сам инвертор, и только потом при необходимости снимайте клеммы с аккумулятора. Никогда не пытайтесь выдернуть провода под нагрузкой или снять клеммы с ещё работающего инвертора.
Регулярная проверка. Периодически осматривайте контакты на аккумуляторе и сам инвертор. Затяжка болтов со временем может ослабеть – подтягивайте, чтобы не было искрения. Контрольная проверка предохранителя тоже не помешает: он должен быть исправен и плотно сидеть в держателе.
Не превышайте мощность. Если инвертор рассчитан на 1000 Вт, не подключайте к нему приборы на 2 кВт в обход защиты – это почти наверняка закончится аварией. В случае с розеткой прикуривателя мы уже упомянули ограничение ~150 Вт – соблюдайте его, чтобы не устроить оплавление проводки.
Хранение и перерывы в работе. Если вы надолго оставляете машину (гараж, зима) – отключите инвертор от аккумулятора (снимите клеммы или выключите массу). Некоторые инверторы даже в выключенном состоянии могут немного разряжать батарею. Также экстремальные температуры (сильная жара или мороз) нежелательны для инвертора – при возможности демонтируйте его на период длительного простоя и храните в помещении.
Следуя этим рекомендациям, вы обезопасите себя, автомобиль и оборудование от неприятностей. Помните, что безопасность использования инвертора в автомобиле – приоритет, и всегда лучше перестраховаться, чем допустить аварию.
Установка инвертора – отличное решение для тех, кто хочет получить максимум комфорта и функциональности от своего авто. Теперь вы знаете, как правильно подключить инвертор: от планирования и выбора места до конкретных схем подсоединения в разных типах транспорта. С помощью инвертора ваш автомобиль превращается в небольшую электростанцию – можно зарядить гаджеты, воспользоваться инструментом, приготовить кофе на ходу и многое другое. Главное – делать всё грамотно: использовать качественные кабели и предохранители, соблюдать полярность, беречь аккумулятор от лишней нагрузки.
Если у вас остались вопросы или нужны дополнительные советы, загляните в наш блог – там есть материалы о том, что можно подключать к автомобильному инвертору, сколько он потребляет энергии и как выбрать оптимальную модель под свои нужды. А в нашем каталоге товаров вы найдёте проверенные инверторы на любой запрос – в том числе упомянутый Hasvik Former Strøm, способный обеспечить надёжное электропитание и в легковушке, и в грузовике, и в автодоме.
Пусть ваш инвертор служит долго и без сбоев, обеспечивая электроэнергию везде, где она необходима. Успешной установки и безопасной дороги!